Возрастные особенности дошкольников в театрализованной деятельности
Возрастные особенности дошкольников в театрализованной деятельности

Ознакомление с характеристикой возрастных особенностей дошкольников в театрализованной деятельности в аспекте требований ФГОС ДО.

Зарегистрируйтесь до 15 октября и получите бесплатный доступ навсегда

Бесплатный доступ к библиотеке

Более 13 000 пособий

Бесплатные занятия с репетитором

Проект Дефектология Проф

Цель: ознакомиться с характеристикой возрастных особенностей дошкольников в театрализованной деятельности в аспекте требований программы « Я в Мире»

Практические задания:

1.Ознакомьтесь с возрастными особенностями в театрализованной деятельности детей раннего, младшего, старшего возраста. Сделать краткие тезисы, с указанием усложнения.

2. Подготовьтесь ответить на следующие вопросы:

- в чем заключается усложнение умений восприятия театрального зрелища;

- как усложняется передача текста литературного произведения в театрально- игровой деятельности;

- какие, на Ваш взгляд, виды театра используются в группах раннего возраста;

- какие содержательные блоки при знакомстве с театром способен освоить ребенок старшего дошкольного возраста.

 

1. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

 

Задачи и содержание работы.

 

Формы работы:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево) .

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки») .

• Бессловесная игpa - импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая. », «Заинька, попляши. », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»)

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»)

 

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»)

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»)

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок») .

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры:

Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка. », «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет.

Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра. Таким образом, за счёт бессловесной игры - импровизации под музыку,

игры - импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и

игры - драматизации с несколькими персонажами расширяется игровой опыт детей. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.

Обогащается игровой опыт детей за счёт развития специальных игровых умений:

Освоение позиции «зритель» - досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить артистов.

Первичное становление позиции «артист» (умение пользоваться некоторыми средствами выразительности, для передачи образа персонажа, его эмоций, переживаний; умение обыгрывать действия персонажа с помощью куклы)

Способность взаимодействовать с другими детьми, играть, понравившиеся роли.

 

2. Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от:

 

Задачи и содержание работы

 

Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:

• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка») ;

• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

• постановка спектакля по произведению.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры.

 

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

 

3. Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

• от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;

• от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

• от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;

• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

 

Задачи и содержание работы:

Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.

Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки.

Драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте.

Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей;

подбирать упражнения на развитие внимания и воображения;

эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования.

Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами.

Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.

 

Необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический.

В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

 

Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.

Развиваются специальные умения:

«Зритель» становится помощником и советчиком.

«Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности.

«Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно.

Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность.

 

4. Какие виды театра используются в группах раннего возраста

 

5. Какие содержательные блоки при знакомстве с театром способен освоить ребенок старшего дошкольного возраста.

Опубликовано: 02.02.2021
Руденко Ольга Павловна

Для скачивания пожалуйста авторизуйтесь
  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Хотите не только читать? Берите безлимитную карту!

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Видеолекции

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Профильные видеолекции - 1213

Все видеолекции - 1435

Пособия ко всем лекциям - Да

Сертификаты ко всем лекциям - Да

При партнёрстве с Московским педагогическим государственным университетом
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-67907 от 06.12.2016 г.
При государственной поддержке институтов России
Лицензия на образовательную деятельность института №040434
Свидетельство о государственной регистрации Института
Внесение сведений в ФРДО РФ
Свидетельство о постановке на учет Российской организации
Система добровольной сертификации