Сенсорные представления очень важны для полноценного развития детей.
Зарегистрируйтесь до 31 декабря и получите бесплатный доступ навсегда
Более 13 000 пособий
Проект Дефектология Проф
Сенсорные представления очень важны для полноценного развития детей.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет. Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств, используя которое, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке.
Цвет как свойство предметов и явлений познается детьми через восприятие.
В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет».
Это механистический подход И. Ньютона, феноменологический подход Э. Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия цвета на человека.
Современные ученые, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет — это характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.
Цвет — одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.
Сенсорные представления формируются через сенсорные эталоны в области цветового восприятия – это цвета хроматического цвета, а также ахроматические цвета. Хроматические цвета находятся в спектре в определенном порядке, начиная от красного к фиолетовому. Порядок цветов определяется тем, какова длина их электромагнитной волны. Если смешать два цвета, которые находятся через один друг от друга, то в результате получится цвет между ними. Если же смешивать два соседних цвета, получается тот или иной оттенок.
Хроматические цвета можно разделит на холодные и теплые.
У каждого хроматического цвета или оттенка есть своя светлота. Также они обладают насыщенностью, как и оттенки цветовых тонов. Светлота – это то, насколько близок цвет к белому. Насыщенность характеризует, насколько оттенок или цвет приближен к чистоте – к примеси к этому цвету с той же светлотой.
Среди художников принято считать, что есть три главных цвета: синий, красный и желтый. С помощью красок этих цветов можно получить достаточно большое количество всевозможных оттенков. Но это не совсем верно. На самом деле ученые выделяют четыре главных цвета, добавляя к этим трем еще и зеленый. И у этого есть веская причина.
Дело в том, что все эти четыре цвета абсолютно не похожи друг на друга. Другие же цвета достаточно близки к одному из них.
В Европе с древних времен эти цвета обозначаются словами, связанными с определенными природными объектами.
Теперь обсудим, что такое представление. Этот термин исследуется представителями разных направлений в науке.
В философии «представление» формулируется как образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.
Понятие «представление» нашло широкое распространение в психологии. Теоретические основы его формирования исследуются в трудах С.Н. Виноградова, Я.Л. Коломинского, И.П. Павлова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других.
Ученые объясняют данное понятие как «наглядный образ предмета или явления, возникший на основе ощущений и восприятия путем воспроизводства его в памяти и воображении».
Они считают, что этот термин нужно понимать, как наглядный образ явлений или предметов, которые возникают на основе чувств и восприятия, когда воспроизводятся в памяти человека, а также в его воображении.
Философы наряду с психологами описывают связь между представлениями и практической деятельностью, а также восприятием людей. Представления не могут появиться сами по себе. Они становятся результатом практики, напоминания и воображения.
С педагогических позиций понятие «представление» определяется как высшая форма чувственного отражения в виде наглядного образного знания. Оно имеет обобщенный характер, отражающий единичное или целый класс (например, представления об одном отдельном человеке или человеке вообще)
Сущность категории «представление» комментируется как обобщение конкретных знаний в виде описания внешних, наглядных признаков социальных факторов и явлений. Представления изменяются с возрастом человека, расширением его кругозора, интересов, знаний. Их формирование осуществляется постепенно в процессе воспитания и профессиональной подготовки, по мере того, как увеличивается опыт и знания, обеспечивающие их творческую переработку.
Мы считаем, что представления – это отражение мира природы, образы, которые созданы на характерных свойствах явлений или предметов. Причем имеются в виду именно те объекты, которые в данный момент не оказывают воздействия на органы чувств человека, но находятся в его памяти.
Таким образом, сенсорные представления о цвете — это определенные наглядные знания о наличии разных цветов и их оттенков.
Обсудим основы педагогического и психологического восприятия цвета дошкольниками и особенности формирования сенсорных представлений о цвете у детей дошкольного возраста.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет. Знакомство с цветом для маленьких детей — это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детей и взрослых? Да, конечно, они различны.
Прежде всего надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своего жизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый — это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый — грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета.
Еще одна особенность у дошкольников заключается в том, что они воспринимают цвета очень конкретно. Например, море у ребенка синее, небо должно быть голубым, а трава должна быть зеленой. Все это штампы, которые были усвоены из внешнего мира в виде культурных сенсорных эталонов. Дошкольник, который осваивает окружающий мир, должен обязательно изучать эти сенсорные эталоны. Ведь они помогают ему со временем систематизировать те объекты, которые ребенок видит и с которыми он вступает во взаимодействие.
Очевидно, что чем уже и определеннее сенсорные представления и набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия», то есть ориентироваться на 4-6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.
Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика — все это пути и способы исследования окружающего мира.
Согласно Е.А. Флериной, дошкольники еще в грудном периоде могут различать основные цвета. Особенно их интересуют более яркие и сочные оттенки. Даже ребенок до шести месяцев может выбрать более яркую или блестящую погремушку.
В четыре-пять лет дети настолько хорошо усваивают цвета, что могут узнавать и называть их, а это способствует более прочному запоминанию новой информации. Педагог старается не только давать упражнения по узнаванию цветов, но и учит детей замечать роль цвета в повседневной жизни.
Т.С. Комарова замечает, что дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнить весь рисунок одним цветом. Такое явление можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения, внимание детей чаще обращается на форму предметов, а не на цвет.
В задачу педагога входит то, чтобы более полно раскрывать перед дошкольниками множество цветов окружающей обстановки, научить детей видеть разнообразие цветов, воспринимать красоту окружающего мира и понимать ее.
Дошкольник должен научиться работать с цветовыми сочетаниями, лучше работать с черно-белой гаммой. Со временем дошкольник захочет самостоятельно вносить какие-либо контрастные цвета. Также он должен уметь применять сочетания разных цветов, стараться подбирать разные по тону цвета, работать с яркими и «открытыми» цветами, чтобы добиваться определенной цветовой гармонии.
Любимый цвет зависит от того, какой у ребенка характер. Также это связано и с социальным окружением. Учитывая проведенные социологические исследования, были получены цвета в определенной последовательности, учитывающей предпочтительность их выбора для детей. Чаще всего дошкольники предпочитают голубой и фиолетовый цвета. Меньшей популярностью пользуется коричневый и черный.
В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете педагоги (Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я) выделяют ряд этапов.
Первый этап — отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые — неодинаковые, контрастные).
Так у детей формируется способность закреплять в своей памяти одинаковые игрушки, фиксировать свой взгляд на похожих предметах. Во время этого этапа нужно ввести обозначение понятия в виде слова: разный – одинаковый, такой – не такой. Это даст возможность детям научиться идентифицировать предметы в целом, что создаст базу для перехода к отождествлению отдельных признаков и свойств предметов.
Второй этап — обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов — цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».
Третий этап — соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.
Четвертый этап — выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета.
Пятый этап — формирование у ребенка словесно обозначать цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы.
Взрослый может оказать ребенку помощь, если будет использовать разные способы речевой поддержки. Он может сам назвать предмет и повторить его название. Также он может назвать первую букву предмета или ее первый слог, а также задать наводящие вопросы. На следующем этапе дошкольники могут начать работу с более чем четырьмя основными цветами.
Шестой этап — обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
Седьмой этап — обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.)
Вначале у детей формируются сенсорные представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названия цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубые цвета и называют голубым синие оттенки).
Лучше, чтобы дети познакомились с голубым на более позднем этапе, когда они уже знают оттенки и последовательность расположения цветов в спектре. Также они уже должны к этому моменту уметь разделять цвета на холодные и теплые. Благодаря тому, что дети будут знать оттенки, они смогут сопоставлять голубой и синий цвета, находить их различия и усваивать спектральную последовательность.
Изучая с детьми оттенки разных тонов цвета, не стоит рассматривать отдельно их насыщенность и светлоту.
Как правило, насыщенность и светлота в обыденной жизни изменяются одновременно, что создает разную яркость цвета. Если цвет интенсивный и сильный, это пробуждает позитивные эмоции, приносит радость детям.
Дошкольник должен научиться воспринимать цвета отдельных предметов, использовать имеющиеся представления об ахроматических и хроматических цветах, а также об их оттенках. Это делать легко, если предметы обладают чистыми цветами. Но гораздо сложнее, если цвет предмета сложен и содержит в себе разные тона, которые выражаются в разной степени.
Невозможно лишь точно воспринимать те или иные оттенки и цвета. В природе обычно цвета находятся в тех или иных сочетаниях.
Дошкольника нужно учить исследовать эти сочетания, находить определенные ритмы в расположении разных цветовых тонов, отличать то, как сочетаются теплые и холодные цвета. В бытовой жизни, когда называют цветовые оттенки, обычно упоминают и их светлоту. Например, говорят, темно-синий цвет или светло-оранжевый. Этим подчеркиваются степень яркости цветового оттенка. Поэтому обычно детям достаточно усвоить то, как изменяются цветовые тона по светлоте и запомнить названия этих оттенков.
Это же можно отнести еще и к названиям оттенков по цветовому тону. Например, сюда относятся те, которые занимают промежуточное положение между цветами в спектре. Обычно в быту их называют в виде предметов. Говорят, золотой цвет, сиреневый или шоколадный цвет.
Психологические исследования свидетельствуют, детей с точки зрения сенсорные представления и предпочтения цветовой гаммы можно разделить на три группы:
Во время занятий рисованием и аппликацией дошкольники запоминают названия разных цветов.
Помимо тех цветов, которые указаны в программе, педагог должен предлагать дошкольникам работу с цветами, о которых они не слышали. Это поможет им получать довольно интересные цветовые гаммы.
Педагог развивает у дошкольников сенсорные представления правильное отношение к тому, как выбирать цвет, окрашивая разные предметы. Например, елку нужно красить зеленым. А флажок – красным. Уже с трех лет дети могут передавать цвет, как признак конкретных предметов. Особенно это относится к природным объектам или явлениям, которые всегда обладают одним и тем же цветом.
Когда ребенок в три года впервые рисует елку, он использует зеленый цвет. С помощью цвета ребенок характеризует елку и указывает на ее отличие от других деревьев в зимний период. Флажок обычно дети сначала рисуют красным цветом, ассоциируя это с тем, что видели на праздниках. Многие другие предметы обычно могут иметь разные цвета. Это автомобили и дома, бабочки и цветы. Все это может иметь разные оттенки.
И постепенно дошкольники приобретают знания о разных растениях и животных, запоминают их характерную окраску. Дошкольники понимают, что у предметов цвет иногда меняется в зависимости от того, как меняются условия. Ягода может быть зеленой, если еще не созрела. В созревшем состоянии она же приобретает яркий красный оттенок.
Весной листва обычно имеет светлый зеленый оттенок. А летом она густо-зеленая. Эти же листья в осенний период становятся или желтыми, или красными. Также и небо может иметь разный цвет в зависимости от времени суток или времени года.
В море или на реке вода может менять оттенок на закате и восходе. Человек же обладает возможностью самостоятельно менять цвет предметов в зависимости от желания и потребности. Дом и стены можно перекрасить, в квартире можно сделать ремонт. Дошкольники замечают, как окружающая обстановка постоянно обновляется и изменяется, что отражается и на их изобразительной деятельности.
Отображая те или иные природные явления, нужно стремиться реально передавать цвета. Снег всегда белый, солнце – желтое, травка – зеленая. С помощью красок дети учатся проводить полосы, которые могут быть прямыми или кривыми, направленными в разные стороны.
Если использовать цветную бумагу, можно создавать довольно простые, но в то же время красивые цветные композиции. Эти работы становятся хорошим украшением для помещения группы во время праздников. Дети любят это делать, ведь так развивается их интерес к работам своих ровесников, дошкольники учатся давать им оценку. Это дает возможность не только научиться создавать красивые и яркие композиции, но и работать с выразительными образами, что позволяет выражать с их помощью конкретные предметные ситуации. Например, дети рисуют белые облака, которые плывут по голубому небу, или как белый снег падает на черную землю.
Обучая дошкольников в младшей группе, нужно придерживаться принципа интеграции сезонных изменений для создания наглядно-действенных упражнений. Главная роль при этом отдается сочетанию демонстрации и практической деятельности. Те дети, которые не посещали младшую группу, должны чаще работать с показом и практическим приемом деятельности.
Чтобы сформировать сенсорные представления и обогатить сенсорный опыт детей, нужно чаще проводить с ними наблюдения. Это помогает формировать зрительную память образного восприятия мира.
С целью повышения уровня овладения детьми цветом следует:
Начинается знакомство с любым цветом с игр. Эти игры можно организовать во время занятий или в свободный режимный момент, когда дети рассматривают разные предметы. Рассматривать можно игрушки, фрукты или овощи, и даже предметы одежды.
Для развития представлений очень эффективна игра, которая называется «Волшебная водичка». Она помогает дошкольникам выделять цвет в качестве отдельного свойства объектов. Чтобы организовать эту игру, нужно приобрести гуашь основных цветов, прозрачные емкости, поднос. Также пригодится вода. В каждый стакан наливается вода и окрашивается одним из цветов.
Обращаем внимание детей на то, что изначально вода была прозрачной. Но когда туда поместили гуашь, она стала определенного цвета. Детям нравится, когда окрашенная вода переливается звуковым сопровождением. Можно вылить синюю воду на поднос и представить, что это небо.
Затем постепенно в эту воду можно добавить желтую воду. В результате получится солнце на небе, которое постепенно превратится в абстрактную картину. Когда синий и желтый цвета полностью смешаются, жидкость приобретет зеленый цвет и станет похожей на траву. С помощью красного цвета можно нарисовать цветок. Затем, когда красный цвет объединится с зеленым, получится коричневый.
После того, как эта игра была проведена, можно попросить детей выделять каждый из цветов. Например, дети могут находить предметы красного цвета. Для этого нужно много стаканов и гуашь, а также вода и кисть, лист бумаги, кубы и шары, разные красные предметы. Создается сенсорное поле, являющееся эталоном для изучения красного цвета.
Разными движениями кисти нужно окрасить лист бумаги в красный цвет. При этом воду в стаканчиках также окрашиваем в этот же цвет.
Когда рисунок высохнет, на него можно ставить все стаканчики с красной жидкостью, а также все шары и кубики красного цвета. Каждый раз при этом нужно произносить слово «красный». Так создается сенсорное поле, играющее роль эталона для красного цвета. Подобным образом изучаются и другие основные цвета радуги.
Когда дошкольник сможет прочувствовать каждый изучаемый цвет, можно начать изучение соотнесения предметов по цвету. Для этого нужно приготовить прозрачные стаканы, гуашь разного цвета, а также кисточки, бумажный лист и воду.
Сначала создается сенсорное поле, которое включает в себя три цвета: желтый, синий и красный. Лист делится на три части. С помощью кисти сначала лист окрашивается в один цвет, затем в другой, затем в третий. Параллельно окрашивается и вода в стаканчиках. Кода рисунок высохнет, стаканчики нужно поставить на соответствующие поля, называя каждый цвет вслух.
В процессе таких занятий у дошкольника развиваются сенсорные представления о том, что такое цвет. Он начинает проживать это качество объектов. В результате детям проще переносить приобретенные знания в бытовую жизнь.
Мария Монтессори разработала удивительные игры и пособия, с помощью которых дети могут изучать окружающий мир с опорой на чувственный опыт. Дидактические материалы позволяют хорошо упражнять органы восприятия. Но есть и слабые стороны. Внешние признаки объектов окружающего мира, как правило, абстрагированы и отделены от самих объектов.
Дошкольник чаще всего работает с объектами сам, поэтому он хоть и различает оттенки и цвета, но не может называть их и сравнивать между собой. Он не может научиться самостоятельно обобщать цвета, использовать это в своей практической деятельности, которая выходит за рамки упражнений Монтессори.
Если отсутствует руководство взрослых, сенсорный опыт не закладывает основу для формирования мышления детей. Исследователь считала, что повторения упражнений помогает воспитывать чувства детей. Цель заданий не в том, чтобы дети запоминали форму и цвет, а также другие качества объектов. А в том, чтобы его чувства становились более тонкими, ребенок становился более внимательным и мог сравнивать и судить. Цвет выделяется ученым в качестве дополнительного признака, который помогает формировать представления о других признаках.
Таким образом, мы можем сказать, что формирование у дошкольников представлений о цветовом богатстве окружающей среды основывается на сенсорном формировании, которое должно быть организовано педагогом.