Наиболее полное раскрытие потенциала творческих детей составляет актуальную задачу современного образования.
Зарегистрируйтесь до 15 января и получите бесплатный доступ навсегда
Более 13 000 пособий
Проект Дефектология Проф
Наиболее полное раскрытие потенциала творческих детей составляет актуальную задачу современного образования. Педагогические исследования продемонстрировали сложность и многоуровневость феномена творчества, зависимость его развития от условий воспитания и обучения детей.
Как известно, творчество тесно связано с проявлением творческих способностей.
Педагогическое определение творческих способностей трактуется как способность к созданию оригинального продукта, изделия в процессе работы, над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество.
Вопрос о компонентах творческого потенциала человека до сих пор не решен. Многие ученые предполагают, что способности к творческому труду связаны с особенностями мышления.
Педагоги, разрабатывающие программы творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) предполагают, что компонентами творческого развития человека составляют следующие способности:
А.Н. Лук, основываясь на биографии художников, изобретателей и других великих людей, утверждал, что следующие творческие способности оказывают содействие на развитие креативности:
Подводя итог и анализируя все приведенные точки зрения, можно говорить о том, что все исследователи единодушно выделяют 2 основных направления в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста:
Многие педагоги в своих работах подчеркивают важность сформированности именно творческого мышления. Но что оно под собой подразумевает?
Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемного вопроса, приводящее к новым идеям и открытиям.
Принималось множество попыток выявить природу творчества. В ходе множественных исследований, были выделены закономерности, проявляющиеся в творческом мышлении:
Ребенок, испытывая частые неудачи при решении задач, начинает чувствовать страх к новым препятствиям, отказывается верить в свои собственные силы. Поэтому для того, чтобы развивать творческое мышление необходимо соблюдать следующие факторы:
Но что же мешает проявлению творческих способностей?
Педагоги- психологи выделили следующие критерии, которые отрицательно влияют на проявление креативности:
1) Недостаточное развитие определенных способностей;
Например, художественных, музыкальных, интеллектуальных и других.
2)Наличие специфических личностных черт;
Например, боязнь критики. У детей под влиянием воспитания может сложиться негативное впечатление, что критические замечания – это плохо, что будет в дальнейшем тормозить проявление творческого потенциала ребенка.
3) Завышенная самооценка;
Завышенная самооценка может привести к неприятию нового опыта, либо к боязни осуждения своего «творения» со стороны других лиц, что будет являться большой помехой к восприятию оригинального.
Критическому мышлению соответствует подмечание недостатков в процессе работы. Представители творческого мышления в большей степени склонны к разработке конструктивных идей, но наоборот некритичны к продуктам своего интеллектуального труда.
Критическому мышлению соответствует подмечание недостатков в процессе работы. Представители творческого мышления в большей степени склонны к разработке конструктивных идей, но наоборот некритичны к продуктам своего интеллектуального труда.
Таким образом, творческое мышление расширяет границы познавательной деятельности ребенка, формирует особый кругозор и мировоззрение, что в свою очередь оказывает влияние на проявление творческих способностей.
Говоря о формировании творческих способностей, непременно встает вопрос: с каких лет нужно развивать креативность у детей? Многие педагоги не могут назвать точных временных рамок, но существует гипотеза, что творческие способности необходимо формировать с самого раннего возраста. Данное предположение находит свое подтверждение в физиологии. Мозговые структуры созревают у детей в первые годы жизни, зависит это от возрастающего количества клеток мозга, насыщенности работы других структур организма, и от того как влияет среда на закладывание новых образований. Этот период является сензитивным, благоприятным к становлению способностей. Но развиваться будут лишь те, у которых имеются стимулы и условия к «моменту» созревания мозга. Чем лучше условия, тем быстрее и качественнее становится развитие творческих наклонностей. А если сроки созревания и функционирования совпадают, а условия не препятствуют преобразованиям, творческие способности могут достигнуть определенных высот в своем развитии. Но творческий потенциал нужно должным образом и развивать. Не приобщая ребенка к определенным видам деятельности, не стимулируя его работу, возможности начинают угасать.
Б.П. Никитин считает, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития новаторства. Ребенок в этом возрасте склонен к фантазированию, придумыванию нового. В своих трудах он выделяет не только условия, которые нужно создавать для стимуляции творческого мышления, но и проблемы, препятствия, которые мешают достижению поставленных целей.
Одной из таких проблем является НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. НУВЭРС – это своеобразная разница между созреванием необходимых структур, способствующих развитию креативности, и началом целенаправленного развития способностей. Чем больше между ними разрыв, тем ниже уровень сформированности творческих навыков. А малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом может объясняться тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях благоприпятствующих развитию творческих способностей.
Анализируя вышеизложенное, можно говорить о том, что Б.П. Никитин выступал за то, что изначально творческая одаренность не врожденна, а приобретена. То есть, если у ребенка есть задатки и потенциал к творческой деятельности, но они запускаются педагогами и родителями, остаются без их должно внимания, то понижается шанс развития творческих способностей.
Ведь творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно преобразуется из простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое выражение.Поэтому именно в дошкольном возрасте родители должны всесторонне развивать своих детей.
Литература: