Речевая слуховая агнозия – это нарушение слухового восприятия, которое встречается не только у детей, но и у взрослых.
Зарегистрируйтесь до 31 декабря и получите бесплатный доступ навсегда
Более 13 000 пособий
Проект Дефектология Проф
Речевая слуховая агнозия – это нарушение слухового восприятия, которое встречается не только у детей, но и у взрослых. Это неспособность распознавать звуки: шум дождя, звон колокольчика, интонацию, тембр, схожие слова. Страдает фонематический слух – способность слушать и слышать звуки речи при сохранном физическом слухе. Поэтому ребенок говорит, как слышит, часто не понимая, чего от него хотят окружающие. Например, команду «постучи ложкой по столу» он может услышать как «асучи окой а лу» и не понять. Как исправить это нарушение, расскажу сегодня.
Причины нарушения слухового восприятия
Основной причиной данного расстройства является незрелость проводниковых связей между различными зонами головного мозга. Возникает она вследствие родовых травм, асфиксии плода, инфекционных заболеваний младенца, стрессовых ситуаций, деменции. В связи с этим различают два вида нарушения слухового восприятия: сенсорная алалия и речевая слуховая агнозия.
В первом случает человек не понимает обращенную речь, хотя может чисто воспроизвести услышанную фразу. Нет связки между слуховой оболочкой слова и предметом. Например, инструкцию «дай кружку» сенсорный алалик вообще не поймет, но повторит четко «дай кружку». Слухоречевой агнозик некорректно слышит инструкцию, понимает, что надо что-то дать. Может принести вместо кружки вилку, произносит: «ай йку». Речевую слуховую агнозию еще называют нарушением фонематического слуха.
Формирование фонематического восприятия
Фонематический слух – способность дифференцировать звуки речи. От рождения до средней школы ребенок проходит большой путь, чтобы научиться не только различать звуки, но и правильно затем отражать их на письме, четко соблюдая последовательность в слове, не пропуская и не заменяя их. Фонематическое восприятие – это показатель того, насколько хорошо человек чувствует звуки в речи, произносит слова в определенном ритме, не переставляя слоги в словах.
Формирование фонематического восприятия включает в себя не только речевое развитие, но и моторное планирование, увеличение объема слухоречевой памяти. Способность к анализу звуковой оболочки слова появляется тогда, когда ребенок может удерживать в памяти многоступенчатую инструкцию. Поэтому уже с двухлетнего возраста работаем над развитием слухоречевой памяти. Инструкция: положи банан в зеленую тарелку, арбуз в красную. Начинаем с двухступенчатой инструкции, затем усложняем: положи сначала зеленый камешек, потом красный, затем синий. Сначала произносим команду, ребенок должен ее прослушать, удержать в голове и выполнить правильно. Здесь же развивается моторное планирование: что сначала, что потом.
Работа над формированием фонематического слуха проводится в три этапа:
1 – распознавание неречевых звуков;
2 – работа с музыкальными инструментами, развитие темпа, ритма, силы звучания;
3 – распознавание речевых звуков: схожих слов, слогов, звуков.
Неречевые звуки
Если у малыша не сформировались межполушарные проводниковые связи, отвечающие за восприятие звуков, необходимо научить его различать сначала неречевые звуки. Берем подручные предметы: ключи, погремушку, деревянный молоточек, воду, бумагу, металлические ложки, вилки, кружку, камешки, монетки, бусинки, спички, различные крупы (манку, гречку, рис), фасоль, бобы, муку.
С каждым предметом сначала знакомим по отдельности. Крупы, монеты, камушки, спички, бусинки насыпаем в коробочки, в спичечные коробки или футляры от киндеров. Учим ребенка слушать, как переливается из стакана в стакан вода, как шуршит сминаемая бумага, гремит связка ключей, погремушка, как стучит молоточек. Затем оставляем предметы для двойного действия, например, воду и ключи. Просим ребенка отвернуться, переливаем воду. Покажи, что я сейчас делала? Показал. Снова отвернулся, погремели ключами. Покажи, что звенело? Далее добавляем все больше «шумных» предметов: сминаем бумагу, переливаем воду и гремим погремушкой. Сначала берем более шумные предметы, потом схожие по звучанию.
Можно записать на диктофон звон ключей, стук ложки об стол, шум дождя, стук молоточка, бой барабана. Надо дать ребенку прослушать, как звучит, а потом предложить угадать, что звучало. В 2 года он может не понимать и не различать музыкальные инструменты. На прогулке и дома нужно обращать внимание на различные шумы: гудит пылесос, дрель за стеной, капает дождь, дует ветер, стучит отбойный молоток на стройке, едет машина, мотоцикл, трактор и т.п.
В футляры от киндеров (или в спичечные коробки) помещаем по отдельности монеты, пластмассовые бусинки, спички, стирательные резинки, стеклянные камешки, муку. Один футляр оставляем пустым. Лучше продублировать коробочки, чтобы потом ребенок смог найти такой же звук. Гремим, показываем, что внутри коробочки, подкрепляем картинкой для неговорящих детей. Затем снова гремим, малыш должен угадать, что звучало, показать на картинку. Параллельно можно закреплять понятия, что из чего сделано, и пополнять словарь прилагательными: бусы из пластмассы – пластмассовые, спички из дерева – деревянные и т.д. Когда малыш научится распознавать все «резиновые» и «стеклянные» звуки, попросите, чтоб он выбрал из продублированных коробочку со схожим звучанием.
Задачей посложнее будет научить ребенка различать совсем похожие звуки. Попросите потрясти такие же закрытые коробочки и отличить рис от гречки, фасоль от бобов, муку от манки, бобы от камешков Марлбс. Пока ребенок не научится четко различать все эти шумы, дальше идти нельзя.
Музыкальные инструменты
В 2,5-3 года ребенок уже может различать звучание музыкальных инструментов. Поиграем в «Угадай, что звенит». Знакомим со звуками дудочки, свирели, контрабаса, ксилофона, трещотки, маракасов, бубна и т.д. При работе музыкальные инструменты нужно брать вместе с ключами, водой. Также учимся слушать тишину.
Ставим ширму перед ребенком, а за ней колокольчик, звоночек, погремушку. Погремели – «покажи, что звучало». Завязываем малышу глаза, звеним колокольчиком сверху, снизу, сзади, спереди, слева, справа: «покажи, где звенел колокольчик». Помимо неречевых звуков надо работать над ритмом. Повтори за мной ритм (но только не с ребенком с нарушением сенсорного восприятия): раз-два, раз-два-три. Можно отстучать на барабане, на пианино, на ксилофоне. Также обязательно развивать тембр, высоту, силу звучания (громче, тише). Попросить ребенка поиграть в той же последовательности на инструментах, в которой играли вы.
Параллельно с музыкальными инструментами развиваем условно-двигательные реакции. Пока я дую в дудочку, ты бежишь. Пока гремлю погремушкой, кидаешь монетки в копилку. Бегаем вокруг стула, (можно с группой детей), пока стучит бубен. Когда малыш научится четко выполнять все инструкции, отличать звучание музыкальных инструментов, воспроизводить ритм, тогда переходим к следующему этапу формирования фонематического восприятия.
Речевые звуки
Последний, третий этап работы по преодолению речевой слуховой агнозии, – распознавание звуков речи. Этап включает в себя дифференциацию не только звуков, но и интонаций, силы, тембра голоса. Уже с года малыш отличает папин голос от маминого. Для развития фонематического слуха на этом этапе можно всей семье сесть в круг, ребенок в центре с закрытыми глазами. Поочередно то мама, то папа, то дядя, то тетя, то бабушка, то дедушка произносят его имя. Ребенок должен показать или сказать, кто его позвал. Затем надо позвать громко, тихо, шепотом, жалобно, весело, ритмично по слогам. Малыш снова угадывает, кто позвал шепотом, а кто с восклицанием.
В норме в 2 годика ребенок слышит ошибки в чужой речи. К 3 годам слышит некорректные звуки и в своей речи. К 4 годам может определить, какое слово длинное, а какое короткое. Ребенок с речевой слуховой агнозией затрудняется определить длину слова, часто не может произнести даже короткое слово «дом». Поэтому подключаем картинки с короткими и длинными словами, отхлопываем. «Дом» – хлопнули один раз, короткое слово. «Че-ре-па-ха» – хлопнули 4 раза, длинное слово.
Далее начинаем работать над различением слов-квазиомонимов, отличающихся одним звуком: ком-дом-том-сом. Можно поиграть в игры. Комкаем бумагу (снежок-ком). Инструкция: кидай ком в корзину, если услышишь слово «ком». Произносим: «кукла, собака, крыса, том, дом, сом, лом, КОМ», выделяя нужное слово голосом. Сначала произносим непохожие по звучанию слова. Или: «кидай сома в воду, если услышишь слово «сом».
Выбираем слова в зависимости от класса слоговой структуры, над которым мы работаем. Если они двусложные, и ребенок не различает [к]-[х], берем, например, слово «муха». Инструкция: бей по столу хлопушкой (можно свернуть в трубочку лист бумаги), когда услышишь слово «муха» («мута, муга, мула, мука, мура, МУХА)». Можно использовать несуществующие слова, выделяя нужное голосом. Надо отработать очень много слов, чтобы ребенок это усвоил.
Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки, не произносит звуки К, Г, Х, Й и другие не выговаривает свистящие звуки.
После отработки западающих звуков в словах, берем слоги. Если ребенок путает [б]-[п], берем слоговые цепочки. Повтори за мной: ба-ба-па, ба-па-ба, па-ба-па и т.д. Аналогично при замене звуков [г]-[к], [д]-[т], [с]-[з], [с]-[ш]. Можно использовать ритмические ряды в виде машинок разных цветов, камешков, фишек. Выкладываем камешки: красный – слог «да», синий – «га». Нажимаем пальчиком попеременно: да-га-да-га-да-га. Импровизированная игра на пианино: левая рука – «та», правая – «да». Взмахи рук: та-та-да, да-да-та, да-та-да. Прохлопывание, протопывание слогов в слове. Игра в ладошки с отрабатываемыми звуками.
В норме фонематический слух формируется к 5 годам. После преодоления нарушения слухового восприятия учим ребенка определять место звука в слове (первый, последний, посередине), соседа звука справа и слева. Таким образом готовим дошкольника к звуковому анализу, синтезу и формированию такого сложнейшего механизма, как письмо.