Слово «амбивалентность» означает всякую двойственность, неоднозначность.
Зарегистрируйтесь до 30 ноября и получите бесплатный доступ навсегда
Более 13 000 пособий
Проект Дефектология Проф
Считается, что у нормальных, здоровых людей сознание одно. И мышление и настроение, скажем так, однонаправленны; настроение при этом относительно устойчиво в течение длительного отрезка времени. Однако существует явление, которое именуется понятием «амбивалентность».
Слово «амбивалентность» означает всякую двойственность, неоднозначность. Сосуществование полярных явлений и состояний. В психологии и психиатрии амбивалентность – это расщепление и двойственность отношения человека к чему-либо; в частности, это двойственность переживания, когда один и тот же предмет или явление вызывает у человека два противоположных чувства одновременно.
Термин «амбивалентность» ввёл в психиатрию швейцарский учёный Эйген Блейлер. Это именно тот учёный, который является автором терминов «шизофрения» и аутизм. Несложно представить, какое отношение имел этот исследователь к амбивалентности. Действительно, он считал её главным признаком шизофрении или по крайней мере шизоидности. Сам термин «шизофрения» означает «расщепление ума», что близко по значению слову «амбивалентность» и применительно к мышлению и психике.
Психология и психиатрия – две «сестры», поэтому многие понятия и идеи в них пересекаются. Так же произошло и с понятием амбивалентности. Оно имеется в обеих науках, но в каждой из них понимание его несколько разное.
В психологии этим словом называют сложную совокупность чувств, которую человек испытывает к чему-либо. Амбивалентность в психологии признаётся нормой, поскольку большая часть явлений, с которыми человек сталкивается в жизни, оказывает на него неоднозначное влияние и имеет неоднозначную ценность. А вот однополярные чувства (только положительное или только отрицательное) зачастую свидетельствуют о некоем психическом расстройстве, поскольку идеализация или полное обесценивание чего-либо являются отклонениями. Чувства «нормального» человека, таким образом, чаще всего амбивалентны, но он сам может этого не осознавать.
В психиатрии и клинической психологии под амбивалентностью понимается периодическое изменение отношения человека к одному и тому же объекту. Например, некто может утром относиться к другому человеку только положительно, вечером – только отрицательно, а на следующее утро – опять только положительно. Ещё такое поведение называют «расщеплением Эго», это понятие принято в психоанализе.
Упомянутый Блейлер выделял три вида амбивалентности:
Также иногда выделяется социальная амбивалентность. Она вызвана тем, что социальный статус человека в различных ситуациях (на работе, в семье) может быть различен. Также социальная амбивалентность может означать, что человек колеблется между разнородными, противоречащими друг другу культурными ценностями, социальными установками.
К примеру, человек может жить по законам светского мира и в то же время посещать церковь, участвовать в обрядах. Нередко люди сами указывают на свою социальную амбивалентность, называя себя, к примеру, «православными атеистами».
Другой психотерапевт, Зигмунд Фрейд, понимал понятие «амбивалентность» несколько по-иному. В нём он видел одновременное существование в человеке двух противоположных изначальных влечений, при этом главными из них являются два побуждения – влечение к жизни и влечение к смерти.
Причины возникновения двойственности бывают самые разные, так же как и разновидности этой двойственности. У здоровых людей могут встречаться только социальная и эмоциональная двойственность. Такие расстройства появляются вследствие острых переживаний, стрессов, конфликтов в семье, на работе. Когда причина амбивалентного отношения устраняется, исчезает и сама амбивалентность.
Также двойственность возникает из-за неврастенических и истерических состояний, вследствие неуверенности в человеке или другом объекте отношения. Амбивалентность отношения к родителям имеет место у детей, поскольку эти самые близкие для него люди, которые его любят, одновременно с этим вторгаются в его личное пространство.
Амбивалентность в отношении социальных и культурных ценностей является результатом противоречивого воспитания, жизненного опыта, амбиций человека. К примеру, конформизм и покорность государственной власти порождает такие явления, как, например, сосуществование в одном и том же человеке коммунистических, монархических и либерально-демократических идей, ненависть к «навязанным американцами ценностям» и одновременная любовь к американским товарам, музыке, фильмам.
Другое дело – амбивалентность при тех или иных патологиях. Она может возникать при ряде заболеваний:
Психика человека, как здорового, так и больного, является сложными и непроходимыми дебрями, разобраться в которых может только специалист. И устанавливать точные причины двойственности тоже должны специалисты – врач-психотерапевт, психиатр, клинический психолог.
Основные проявления двойственности – это противоположное отношение к одним и тем же людям, противоречивые мысли, идеи, противоречивые стремления по отношению к одному и тому же объекту, постоянные колебания между противоречивыми решениями.
При этом поведение человека постоянно меняется: из спокойного он может превратиться в истеричного, скандального, агрессивного – и наоборот; из осторожного и даже трусливого может превратиться в храброго и безрассудного, а потом обратно.
Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы.
Конкретных проявлений амбивалентного состояния множество. Наиболее ярким примером является ревность: человек испытывает по отношению к своей «второй половинке» одновременно и любовь, и ненависть, и привязанность, и злость и отторжение. Сосуществование этих чувств вызывает скандалы, нервные срывы, истерики.
Ещё пример: человек не в состоянии сделать выбор между двумя простыми вещами. Он может, к примеру, отказываться от воды, испытывая сильную жажду; может протянуть руку партнёру для пожатия и тут же её отдёрнуть.
Амбивалентное состояние неоднократно описывалось в литературе. Один из наиболее ярких примеров – мысли Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. При этом герой, стремящийся совершить преступление и одновременно боящийся это сделать, явно страдает психическим расстройством, не совсем здоров.
Социальная амбивалентность довольно сильно распространена в Турции. Это страна, разрывающаяся между «европейской» и «азиатской» идентичностью. Зачастую турки боятся сразу двух вещей: нарушить исламские религиозные предписания и, вместе с тем, показаться иностранцам верующими мусульманами. И если турчанка носит платок на голове, то перед иностранными гостями она спешит оправдаться – мол, это не из религиозных побуждений, а это просто красиво (или удобно). Если турок отказывается есть свинину, то он спешит заверить окружающих, что это только потому, что ему не нравится её вкус. Впрочем, многие турки уже достаточно свободно пробуют свинину и даже пытаются её готовить, также в стране много свиноферм. Причина такой двойственности кроется, в частности, в экономике страны: всё в Турции «заточено» под европейских туристов, и стремление угодить английским, немецким и русским гостям буквально во всём сталкивается с привычкой следовать традициям.
Впрочем, в той или иной степени такая двойственность свойственна и жителям других стран. Итальянцы считают себя глубоко верующими католиками, однако они же известны и как яркие жизнелюбы, любители развлечений, весёлого времяпрепровождения и шумных возлияний. В России социальная и культурная амбивалентность подчас приводила к резким поворотам в судьбе страны. К примеру, император Александр I слыл ярым республиканцем, он намеревался установить в России республику, отречься от престола, упразднить монархию и назначить свободные выборы. Но через некоторое время «забыл» об этих обещаниях и начал проявлять себя как жёсткий самодержавный правитель. И. В. Сталин в стране, гордящейся свержением царизма и господства православной церкви, фактически возродил царизм, да ещё и возвысил православную церковь в придачу.
При этом если в других странах сосуществование противоположных идентичностей чаще всего не приводит к конфликтам и не отражается на психике граждан, то в России амбивалентность ощущается довольно мучительно. Многие россияне не имеют личного мнения по отношению к тем или иным реалиям и полностью доверяются государственной пропаганде, моде, советам различных «экспертов» из телевизора: ведь они одновременно мечтают «хорошо жить», ностальгируют по Советскому Союзу с его дефицитом, пуританством и декларативным атеизмом и верят в Бога.
Диагностироваться амбивалентное состояние должно специалистами, которые работают с «душевной» сферой человека: это психологи (обычный и клинический), психотерапевт, психиатр.
Для выявления двойственного состояния применяются различные тесты. Это, к примеру, тест Каплана, диагностирующий биполярное расстройство; тест Пристера, выявляющий конфликтные ситуации; конфликтологический тест Ричарда Петти. Однако стандартного теста, который бы в точности определил наличие или отсутствие амбивалентного состояния, на сегодняшний день не создан.
Общепринятое тестирование, которое используется специалистами, включает в себя вопросы:
Каждый вопрос предполагает оценку от 1 до 5 – диапазон от «полностью не согласен» до «полностью согласен».
Когда наличие двойственности установлено, можно приступать к её лечению. При этом следует понимать, что амбивалентность – это не самостоятельное заболевание, а проявление какого-то другого. Поэтому чтобы устранить амбивалентность, нужно избавиться от причины её возникновения.
Устранение амбивалентности производится как медикаментозным методом, так и посредством бесед с психологом и психотерапевтом, тренингов, групповых занятий.
Из лекарств применяются антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимики, седативные препараты. Они снимают эмоциональное напряжение, борются с резкими перепадами настроения, регулируют количество нейромедиаторов, избавляют от головных болей и оказывают другое воздействие; всё вместе позволяет устранить причины амбивалентного состояния.
Психотерапия для лечения амбивалентности важна не меньше, а зачастую даже больше, чем медикаментозный метод. При этом важен индивидуальный подход к каждому пациенту, необходимо учитывать особенности его личности, характера, склонностей.
Действует 365 дней с момента подключения карты